Нет повода для тревог: интервью с педиатром и неонатологом Анной Левадной
20 Апреля 2017

Нет повода для тревог: интервью с педиатром и неонатологом Анной Левадной

Самый известный педиатр, неонатолог, блогер и мама инстаграма Анна Левадная рассказала «Дочки-Матери» все, что она думает о прививках, домашних родах и уровне тревожности российских мам, а заодно поделилась историями из собственной медицинской практики. Получилось очень интересно и познавательно!

Педиатрия и неонатология – смежные специальности, какая из них Вам ближе и интереснее?

Педиатрия и неонатология – действительно смежные специальности, но педиатрия гораздо шире. Неонатология ограничивается первыми 28 сутками жизни ребенка и чаще всего она касается реанимации новорожденных. Это интенсивная терапия, на руках у врача гораздо больше информации, протоколы лечения более структурированы и все достаточно четко, алгоритмично и схематично с точки зрения медицины.

Когда ребенок приходит на прием к педиатру, мы часто действуем на интуитивном уровне, основываясь на индивидуальном подходе, тут практически не существует схем и алгоритмов, в России в принципе отсутствует единый подход к лечению детей. Увы. Мы пока очень далеки от международных протоколов и у нас все лечатся по-разному в зависимости от мнения врача.

Сейчас для меня не то чтобы ближе, а скорее доступнее педиатрия. Неонатология – это обязательные регулярные дежурства в реанимации, что очень сложно для врача, у которого есть собственные маленькие дети. Я отдала предпочтение в пользу своей семьи и стала заниматься педиатрией. Конечно, я скучаю по интенсивной терапии, в этой работе есть какое-то ощущение невероятной важности каждого отработанного дня, собственной необходимости, внутреннего героизма, у тебя на глазах происходят настоящие чудеса... Но сейчас я стараюсь открыть для себя самые разнообразные стороны и направления педиатрии. Я продолжаю изучать международные подходы и протоколы, самосовершенствоваться. Мне нравится моя работа.

На Анне: свитер, шорты и кроссовки Tommy Hilfiger; на Роберте: пуловер Dolce&Gabbana, брюки Il gufo (все Daniel Boutique).

Как Вы абстрагируетесь от проблем своих пациентов? Ведь в вашей сфере часто случаются несчастья.

В педиатрии несчастья случаются гораздо реже, чем в неонатологии и в этом ее безусловный плюс. Я больше переживаю за каких-то стабильных, но сложных и «неразгаданных» мной пациентов, от этого абстрагироваться я не могу. Я прихожу домой, продолжая думать над проблемой, сажусь читать какие-то статьи на эту тему, звоню смежным специалистам, снова и снова анализирую свои назначения и тактику лечения.

А вот когда я работала в неонатологии, сталкиваться с летальными исходами приходилось достаточно часто и, как бы ужасно это не звучало, к этому привыкаешь. Даже не привыкаешь, а понимаешь, что без них твоя работа и специальность, увы, невозможны. Постепенно появляется привычка, знания, ты смиряешься и учишься использовать даже негативный опыт. Все это происходит автоматически, незаметно для тебя самого.

За годы работы Вы научились различать виды плача малышей?

Это скорее вопрос к родителям, потому что у меня на приеме обычно плач у детей достаточно стандартный, и он всегда связан со страхом перед новой обстановкой и человеком и недовольством осомотром (смеется). Так что я слышу одинаковый плач, зато мне как педиатру очень помогает, когда во время консультации мама описывает определенные виды плача малыша дома.

Расскажите про самый сложный случай в Вашей практике.

Это сложно. Потому что, с одной стороны, их много, а с другой стороны, они быстро забываются. Недавно был случай, когда ко мне привели ребенка с подозрением на острый аппендицит, я очень встревожилась, поскольку чаще с такими симптомами сразу едут в хирургию или вызывают скорую помощь. Я отправила малыша на УЗИ, там были все косвенные признаки аппендицита, и его отвезли в стационар к хирургу, но диагноз не подтвердился и мы продолжаем лечение острого живота. Такие ситуации встречаются не так часто, но они осложняются тем, что педиатр всегда в сомнениях из-за боязни пропустить хирургическую или онкологическую патологию, которая требует максимально быстрого вмешательства.

На Анне: платье Liu-jo; на Марте: платье Oscar de la Renta (все Daniel Boutique); на Роберте: рубашка GF Ferre, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique).

Каков минимальный вес ребенка при рождении, который имеет шанс не просто выжить, но и остаться здоровым?

По российским законам ребенка будут выхаживать при рождении с весом от 500 грамм. В суперсовременных центрах могут выходить ребенка и с более низким весом – 420 грамм, например. Но выживаемость и прогноз зависят не столько от веса, сколько от квалификации врачей и своевременно оказанной медицинской помощи. Очень многое зависит от оборудования. В первые часы жизни для критически недоношенных детей, в первую очередь, имеет значение качество оказания помощи и «нежность», с которой она оказывается. Например, один вдох мешком Амбу с слишком большим обьемом может привести к поражению легких, ошибка в расчете инфузии может спровоцировать кровоизлияние в мозг и так далее, так что именно качество оказания медицинской помощи определяет прогноз.

Самая маленькая выхоженная девочка в мире, если не ошибаюсь, живет в Австралии. Она родилась с весом 230 грамм (не знаю, возможно, был установлен новый рекорд). На сегодняшний день малышка здорова и является образцом для многих неонатологов, но, увы, не все врачи могут оказать такую высококвалифицированную помощь.

К тому же, состояние ребенка зависит не только от срока беременности, на котором он родился, и веса малыши, но и от причины, по которой роды призошли раньше времени. Например, при отслойке плаценты прогноз для ребенка гораздо более оптимистичный, чем при внутриутробном инфицировании.

А многоплодные беременности (4-5 детей) вам приходилось выхаживать? Были такие пациенты?

Да, когда я работала в реанимации недоношенных, у нас была четверня – 3 девочки и один мальчик. Но выхаживание детей из многоплодных беременностей – это командная работа врачей, которые сменяют друг друга. И в этом случае никогда нельзя назвать положительный исход заслугой какого-то конкретного врача.

Мама Анна прислушивается к голосу доктора Анны?

Конечно! Вообще, с тех пор как у меня появились собственные дети мое отношение к педиатрии и медицине в целом очень изменилось. Только пропустив через себя проблемы детского здоровья, я смогла стать тем специалистом, которым я стала. Мои дети очень помогли мне в расстановке приоритетов и осознании общей картины. Я стала гораздо лучше понимать родителей, интуитивно угадывать, что скрывается за их беспокойством – страх или реальная проблема. Обратила больше внимания на какие-то вещи, которые раньше не казались мне определяющими, например, необходимость полноценного сна и режима. Теперь я знаю, что первые дети отличаются от всех последующих детей, а подход к первому и второму ребенку у родителей всегда разный, что тревожность мамы может спровоцировать плохое самочувствие ребенка и так далее. Собственно и мой блог появился, именно когда я стала мамой.

На Анне: платье Liu-jo; на Марте: платье Oscar de la Renta (все Daniel Boutique); на Роберте: рубашка GF Ferre, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique).

Вы вообще выдержанный человек, приступов паники при виде заболевшего собственного ребёнка не бывает?

Нет, паники у меня никакой нет. Я всегда сохраняю спокойствие, чем, кстати, иногда очень раздражаю своих нервных родственников (смеется).

Наверно, со старшим ребенком я была менее уверенной и мне было легче обратиться к другому специалисту за обьективным мнением и видением картины. Психологически сначала было действительно достаточно сложно лечить собственного ребенка, но это особенности первого материнства, когда мама сверх чувствительна, тревожна и уязвима. Это проходит. А вообще, я никогда не впадаю в панику, я – реаниматолог, а реаниматологам паника не свойственна. Ну и слава Богу поводов для паники у нас не было.

Это моя серьёзная проблема, как только вижу температуру за 39, начинаю паниковать. А уж если какие-то неясные симптомы... как с этим бороться?

Панику можно побороть только знаниями. То есть, только зная, что даже очень высокая температура обьяснима и безопасна вы можете спокойно ее воспринимать. Опасна температура от 41 градуса, 39 – нет. Если есть признаки вирусной, бактериальной инфекции значит это нормальный ответ организма. Читайте мои посты, в них много информации, которая минимизирует тревожность у родителей. Собственно для этого я их и пишу.

Интернет – враг или друг врачей? (Я имею в виду, что сейчас мамы чуть что лезут в интернет, ставят диагнозы и потом ведут с врачом беседы как профессионал с профессионалом).

Конечно, друг! Пока нет единых алгоритмов и стандартов лечения мама вынуждена проверять врача, и хорошо, что у нее есть такая возможность. Родители, которые приходят на прием с пониманием ситуации, задают наводящие вопросы по делу и готовы услышать мнение врача – гарантия не только приятного, но и эффективного общения и лечения.

В основном мамы приходят ко мне с вопросом: «Вот я прочитала, помогите разобраться…», – и мне это нравится. Я – за диалог. Хотя, конечно, встречаются и менее адекватные родители.

На Марте: платье Oscar de la Renta (все Daniel Boutique).

Вы хотели бы, чтобы Ваши дети стали врачами?

Не уверена. Это достаточно трудная и не всегда благодарная профессия – очень тяжелый и долгий путь. Когда мои друзья уже работали и получали деньги, мы еще учились. Сложновато.

Наверно, в 35 лет можно сказать, что это замечательная профессия, но в 25 все не так просто. Если получать образование зарубежном, то вам придется всю молодость провести в учебе, причем сложнейшей, отбирающей все свободное время. В России учится медицине, конечно, гораздо легче, но и тут есть свои подводные камни.

Можете назвать 3 самых часто задаваемых Вам вопроса и ответить на них?

– Прививки – делать или нет?

– Конечно, делать!

– Как избежать осложнений при ОРВИ?

– Вовремя диагностировать, не давать лишних лекарств, когда в них нет необходимости, следить за увлажнением помещения, регулярно его проветривать, закалять детей, заниматься с ними спортом...

– Почему у ребенка плохой аппетит?

– Самая главная причина плохого аппетита – насилие со стороны родителей. Мама отвлекает ребенка мультиками и игрушками и заставляет есть. Ребенок с таким подходом не будет развивать свой пищевой интерес. Все остальное, как правило, вторично.

В материнских пабликах есть 2 «запретные» темы - ГВ и прививки.

Ну, не только эти темы запретные. Поднимите вопрос носить ли ортопедическую обувь или ходить дома босиком и тут же начнется скандал в комментариях (смеется). Спросите нужно ли лечить зеленые сопли или нет – такая дискуссия разгорится… При какой температуре давать жаропонижающее, лечить ли кашель... Много всего.

В интернете, вообще, очень много агрессии. Люди страшно нетерпимы друг к другу, высказав личное мнение, надо всегда быть готовым к тому, что тебя обольют грязью. Почти все родители уверены, что владеют максимальными знаниями и могут учить других. Мне, как блогеру, очень сложно, все время надо маневрировать, чтобы не оскорбить ничьи чувства и мнения. Но мое дело информировать, выводы каждый делает свои.

На Роберте: пиджак и футболка Dolce&Gabbana, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique); на Марте: топ и юбка Simonetta Mini (все Daniel Boutique); на Анне: платье Christian Dior.

Почему именно в последние 10 лет вопрос прививок стал настолько острым? Что-то поменялось в врачебном подходе? Изменился календарь прививок?

Конечно, поменялось! Причем не за последние 10 лет, изменения происходят из года в год. Увы, среднестатистический российский врач не имеет своевременной и актуальной информации о последних медицинских протоколах и методиках. Нет подписок на международные журналы, нет достаточного знания английского языка, нет времени на дополнительное обучение и повышение квалификации, безумная загруженность, низкие зарплаты, а как следствие – эмоциональное выгорание. Много причин, по которым российские врачи отстают от своих западных коллег...

Что же касается календаря прививок, то и он постоянно меняется. Туда постоянно добавляют новые вакцины. Для Минздрава – это огромные затраты, поэтому процесс происходит долго, ну а для педиатров, желающих защитить своих пациентов от максимального количества тяжелых заболеваний – это всегда радость. Например, последняя вакцина, появившаяся на российском рынке, защищает от менингита групп A, C, Y, W. К сожалению защита от менингита группы В, пока нам не доступна, но в Европе она уже успешно применяется. Так что мы ее ждем.

Что Вы думаете про нынешнюю моду на максимальную естественность во всем?

Для меня эта мода не имеет никакого логического и здравого смысла. Родители очень часто противоречат самим себе, например, когда они говорят о кормлении грудью до 2 лет они вспоминают про ВОЗ, а когда они рассуждают на темы прививок, они о нем напрочь забывают.

Сейчас в России зашкаливает количество интерферонов, которыми лечат детей, а это препараты с недоказанной эффективностью. Но родителям нравится лечить «безвредными», как они считают, препаратами.

На Роберте: пиджак и футболка Dolce&Gabbana, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique); на Марте: топ и юбка Simonetta Mini (все Daniel Boutique).

Как Вы относитесь к домашним родам?

Как сотрудник реанимации новорожденных, к домашним родам я отношусь крайне негативно. Я знаю достаточно случаев, когда к нам привозили детей и мам после домашних родов в крайне тяжелом состоянии. Роды должны проходить в том месте, в котором может быть оказана экстренная медицинская помощь, и только там. Любые другие подходы – это необоснованный риск и недобросовестный подход к здоровью своего будущего ребенка. Например, оказать помощь женщине при разрыве матки можно только в течение первых 5 минут. Далее наступает летальный исход.

Я живу в Испании и у меня есть возможность оценить разницу подходов. Здесь детям не делают профилактические УЗИ, не берут анализы во время диспансеризации (только по показаниям), никто не знает, что такое дисбактериоз, и не лечит иммуномодуляторами...

Тут ситуация неоднозначная. Действительно, существует много дополнительных и необязательных обследований, которые сегодня рекомендуют в частных клиниках, но есть УЗИ, которые необходимы. Это касается, например, УЗИ тазобедренных суставов, которое делается ребенку в месяц для исключения дисплазии. Обследования позволяют успокоиться и не нервничать мамам и это тоже многого стоит (улыбается). Но в общем и целом УЗИ не включены в протокол плановых исследований и лично я никогда не назначаю их без показаний.

Ну а что касается дисбактериоза, то я очень надеюсь, что об этом и в России все уже забывают, как и знают то, что иммуномодуляторы никому не нужны.

На Роберте: пиджак и футболка Dolce&Gabbana, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique); на Марте: топ и юбка Simonetta Mini (все Daniel Boutique).

А как Вы прокомментируете тот факт, что в Европе к ребёнку не приходит врач на дом, даже с температурой мы сами идём в поликлинику? Дети с кашлем, насморком и субфебрильной температурой спокойно гуляют.

Вопрос про запрет на прогулки с кашлем и насморком скорее относится не к врачам, а к родителям. Это советские стереотипы, которые настолько глубоко сидят в людях: «Надень шапочку, а то застудишь ушки…», «Натяни кофту на поясницу, иначе переохладишь почки…» Со всеми этими установками нужно бороться, чем я и занимаюсь в своем блоге, рассказывая о том, что остаточный кашель – это нормально, что нет необходимости сидеть дома 2 недели и можно смело идти гулять даже при насморке и так далее.

Русские мамы обладают повышенным уровнем тревожности. Мы делаем очень много лишних движений. На Западе гораздо более спокойный подход к здоровью ребенка и уж тем более к тому, как его одеть и накормить.

На Роберте: пиджак и футболка Dolce&Gabbana, джинсы Stone Island (все Daniel Boutique); на Анне: платье Christian Dior.

Расскажите о Ваших детях. Чем они увлекаются, где занимаются?

У меня прекрасные хулиганистые дети, которые любят играть в соответствующие их возрасту ролевые игры. Они очень активны и обожают прыгать, бегать и всячески беситься друг с другом (смеется). Роберту сейчас 6 лет и он занимается большим теннисом, от которого, по правде говоря, сам не в особом восторге, но мы, тем не менее, его водим на занятия. Посмотрим, что будет в следующем году. Может быть заменим теннис на акробатику или футбол. Ну а совсем недавно он начал играть в шахматы, вроде получается и нравится.

Марте – 2,5, она еще маленькая, поэтому пока увлекается ничем и одновременно всем. Обожает все розовое, фей, танцевать и рисовать. А вот Роберт определенно неравнодушен к рыбам, насекомым и животным – растет юный натуралист. Думаю, что надо будет его отправить в какой-нибудь биологическо-зоологический кружок.

В общем, у меня самые обычные, стандартные дети, которых я очень люблю и стараюсь принимать такими, какие они есть, прислушиваясь к их желаниям. Надеюсь у меня это получается и когда они вырастут, они мне об этом скажут (смеется).

Стиль: Саша Панченко
Макияж: Попкова Марина (Mac)
Прически: Садиков Шамиль (Redken)
Другие материалы рубрики
Отключить
автозагрузку
×